Кружок "Экологическая тропинка"
Создание "экологической тропинки" способствует повышению познавательно- исследовательского уровня в нашей группе. Знания, полученные детьми во время занятий кружковой работы, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.
На экологической тропинке обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропинке создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Работа кружка способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы.
Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропинке, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса.
Основными видами деятельности детей во время прогулок являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Цель создания экологической тропинки: развитие экологического сознания дошкольников.
Задачи создания экологической тропинки:
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропинки.
3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
4) Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны фитонцидных растений и тропы здоровья.
Правила поведения на экологической тропинке
1. Поздоровайтесь с хозяином тропинки!
2. Не мешайте жить обитателям тропинки – проходите без лишнего шума.
3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т.п.
7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Этапы создания экологической тропинки
1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление картосхемы тропинки разного назначения: в помощь воспитателям (См. Приложение 1); для детей (См. Приложение 2). Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения.
Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для младшего возраста делаются крупные, яркие рисунки привлекательных для них объектов: нарисованная птичка, дерево, яркий цветок. Впоследствии эти рисунки соединяются линией – дорожкой, которая прокладывает их путь от одного объекта к другому.
3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропинки» будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости. В МКДОУ"ЦРР- д/с№5"Буратино" хозяйкой тропинки была выбрана Мудрая Сова (См. Приложение 3).
4. Составление паспорта экологической тропинки.
5. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.
6.Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропинке
- Экологические беседы;
- Наблюдения;
- Элементарные опыты;
- Экскурсии;
- Целевые прогулки;
- Экологические конкурсы, викторины;
- Решение экологических ситуативных задач;
- Чтение художественной литературы;
- Обсуждение и проигрывание ситуаций;
- Трудовой десант;
- Труд в природе;
- «Красная книга природы»;
- Коллекционирование;
- Экологические досуги, развлечения, праздники;
- Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
- Театрализации, инсценировки.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропинке
- Взросло-детские проекты;
- Изготовление рисунков, поделок;
- Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
- Участие в конкурсах
- Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
- Фотовыставки;
- Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).
7. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.
В дальнейшем экологическую тропинку можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.
8. Разработка маршрута экологической тропинки.